Гас Ван Сент – один из самых интересных режиссёров современности. Его авторский стиль варьируется от лёгкой притчи, которая без напускной сентенциозности способна говорить просто о трудных вещах, до сложного многомерного кино, нравоучения которого можно не понять и после третьего просмотра – хотя они в основе сюжета. То, как Ван Сент жонглирует своими проектами и выбирает темы, о которых хочет поговорить, лично для меня остаётся загадкой. И потому я не могу удивляться, что такой режиссёр снял средний и во многом клишированный «Не сдавайся».
Но я удивлён.
- Страна: США
- Год выхода: 2011
- Жанр: драма, мелодрама
- Рейтинг на «Кинопоиске»: 7.0
- Режиссер: Гас Ван Сент
- Кто снимается: Генри Хоппер, Миа Васиковска
Не стоит делать преждевременные выводы о качестве киноленты. Она проста как пять копеек и наполнена сценами, будто бы скопированными из методички по созданию медиа-продукта категории «young-adult». Но это ещё не значит, что это плохая картина. Просто… Она никакая, если речь заходит о личности её режиссёра. Она безликая.
«Не сдавайся» ‒ ранний представитель драм, которые позже ещё не раз и не два выжмут слезу у податливого молодого зрителя. Оно и не удивительно: история любви между двумя людьми, которая разворачивается в преддверии неминуемой смерти одного из них, пробивает на эмоции за счёт базовых понятий, лежащих в основе – чувства и смерть. А кто из нас не думал о смерти или не испытывал чувства любви?
“Не сдавайся” – это беспроигрышный вариант, если хочется рассказать счастливую историю с определённо трагичным концом и нравоучением а-ля «будьте рядом с теми, кто дорог, несмотря ни на что». Мысль правильная, трагедия рабочая, а вот счастье… Возможно, такие сюжеты человек в какой-то момент просто перерастает. Вот почему мне то самое «счастье», все его перипетии, кажутся наигранными и неестественными – как в любом другом варианте схожего сценария.
Сюжет фильма “Не сдавайся”
Главный герой ленты Енох (Генри Хоппер) встречает девушку Аннабель (Миа Васиковска) и влюбляется. Но вот незадача – девушка неизлечимо больна и умрёт через 3 месяца. Сам молодой человек пережил клиническую смерть и знает, что это такое – быть на «той стороне». Он не может позволить своей возлюбленной уйти «туда», а она не может остаться.
Во всей картине самого приятного персонажа играет Васиковска. Её героиня – рассудительная и милая девушка. Вместо того, чтобы горевать по поводу своей участи, она старается насладиться как можно больше тем, что ей дано. Она не боится, и это можно было бы объяснить её странностью. Но нет – она на самом деле храбрая и решительная. Если бы она не сделала первый шаг, Енох бы никогда и не узнал её, потому что герой Хоппера – ода инфантилизму.
Гас Ван Сент снял уйму потрясающих фильмов. На нашем сайте есть рецензии на все картины “трилогии смерти” режиссера: “Джерри“, “Слон” и “Последние дни“.
Герой, на котором строится повествование, отталкивает больше всех. Он общается с призраком камикадзе Второй Мировой (Рё Касэ), бросается камнями в проезжающие поезда и не ходит в школу, вместо того посещая чужие похороны. У него есть причины вести себя странно. Но нет причин делать больно тем, кому он на самом деле дорог. А именно так он и поступает. Его категоричность в действиях, то, что он не умеет управлять ни эмоциями, ни языком, тянется от начала и до конца ленты. Увы, становится скучно наблюдать за персонажем, который не развивается по мере продвижения сюжета. Он стоит на месте, а зритель вынужден оправдывать его. И всё ради того, чтобы в финале мгновение посмотреть на парня, которого стоило воспитывать весь хронометраж.
Фильм оказался невероятно успешным коммерчески. При затратах в 15 миллионов долларов он собрал почти 160 миллионов.
У фильма катастрофическая проблема с расстановкой акцентов. Он немного напоминает книгу «Далеко от яблони» Робин Бенуэй, где драма персонажей развивается постепенно. И хоть она (драма) – это что-то нерентабельное с точки зрения зрелого человека, в неё всё равно проникаешь с головой.
В фильме Ван Сента ситуация обратная. Ну не получается проникнуться трагедией – из-за дебильного поведения персонажа и нечёткого ритма истории. Единственное, что спасает – финал, камикадзе и Аннабель… Эти вещи мне напомнили о другой ленте на схожую тему, точнее, о полнометражном аниме. Посмотрите «Хочу съесть твою поджелудочную железу», если любите подобные сюжеты, но не можете долго оправдывать абьюзивное поведение героя.