Иногда случается, что приходишь к какой-то очень простой мысли посредством очень сложных выкладок. Например, теорему Пифагора можно доказать, как в школьном учебнике, а можно с помощью гигантских формул. Зачем, спросите вы? Затем, чтобы показать, что вы понимаете. Что вы не чужды противоречий. Что глубина вопроса от вас не ускользнула и, когда вы выдаёте лаконичную формулировку, вы не профанируете. Потому что иногда, чтобы выдать простую идею, нужно иметь на это право.
- Страна: Дания, Германия, Франция, Бельгия
- Год выхода: 2013
- Жанр: драма
- Рейтинг на «Кинопоиске»: 7.1
- Режиссер: Ларс фон Триер
- Кто снимается: Шарлотта Генсбур, Стеллан Скарсгард, Кристиан Слэйтер, Ума Турман, Миа Гот, Шайа ЛаБеф, Уиллем Дефо
Вопреки здравому смыслу, немолодой холостяк Селигман, обнаруживший в переулке избитую и замерзающую женщину, приводит её к себе домой, а не доставляет в медицинское учреждение. Импульсивный добрый поступок приводит к знакомству с неординарной 50-летней Джо. Спасённая женщина называет себя нимфоманкой и откровенно рассказывает Селигману историю своей насыщенной интимной жизни, начиная с момента, как она в раннем детстве обнаружила у себя вагину. В итоге бурные секс-марафоны, многочисленные партнёры, курьёзные и трагические ситуации привели Джо к тому, что она едва не умерла в грязном переулке.
Мужчина слушает возбуждающие воспоминания своей гостьи и стремится объяснить знакомой происходившие с ней события через призму мирового искусства.
О чем фильм “Нимфоманка” Ларса Фон Триера?
Разумеется, “Нимфоманка” — фильм, снятый интеллигентом для интеллигентов. Иначе зачем так отталкивающе и тошнотворно показывать половой акт? Мы же с вами не подростки, чтобы испытывать при виде вагины безотчётную радость бытия. Вместе с этим вагина у Триера являет собою просто вагину, и это один из, уж простите за каламбур, стержневых моментов фильма. В этом смысле Триер напоминает сотрудника комитета по общественной морали: секс не может и не должен быть каким-то символом. Нет декадентству и буржуазному искусству, развели тут упадок и разложение! Вот, собственно, и весь фильм “Нимфоманка”, уж простите за спойлер.
В сцене, где героиня Стейси Мартен делает минет в поезде крупным планом, используется пластиковый муляж полового члена.
Список – это начало культуры
В общей сложности фильм длится около 4 часов. Все 4 часа Триер будет убеждать вас, что разбирается как в культуре, так и в “ah, yes, the seks, I also do it every day”. Вы погрузитесь в увлекательный мир органной музыки, иконописи и рыбалки. Именно ради вот этого променада по чертогам разума и снято всё остальное. В конце есть небольшой плот-твист. Но он похож на отчётное мероприятие, поскольку главное блюдо вечера — это списки, главное интеллигентское развлечение со времён, если верить Умберто Эко, средневековой схоластики.
«Список – это начало культуры. Это часть истории искусства и литературы. Чего хочет культура? Сделать бесконечность постижимой. Также хочет создать порядок – не всегда, но зачастую».
Умберто Эко
Если писать это эссе, воспроизводя структуру “Нимфоманки”, получилось бы следующее: “Секс, каким мы его знаем — это как список богатств, которые привозили Соломону, как список кораблей у Гомера, как список добродетелей Бога. Как список всех 2063 любовниц Дон Жуана, как содержимое ящиков Леопольда Блума, как списки списков, которые составляет библиотекарь, когда перечисляет все те бесчисленные книги со списками, призванные упорядочить Вселенную — штука, которую все хотят, сколько бы списков ни прочли”.
Шайа ЛаБеф в качестве портфолио прислал Ларсу Фон Триеру видеозаписи постельных сцен со своей подругой.
Можно ли было обойтись без всех этих “как”? Да, но тогда бы это был не фильм Фон Триера, а клип “Smack My Bitch Up”. А так это фильм Фон Триера. Фильм, призванный в первую очередь ответить на вопрос, читал ли режиссёр Бальзака, заблаговременно разделавшись с возможными претензиями критиков в свой адрес. Я разбираюсь – как бы говорит он аудитории. И, раз уж я разбираюсь, позвольте сказать: вы, читавшие Бальзака, всё равно все какие-то озабоченные! За сим разрешите откланяться! Аудитория безмолвствует, Фон Триер опасливо поворачивается к публике спиной и исчезает за кулисами. И вот тогда воздух пронзают помидоры.
Фильм, как и положено всякому хорошему фильму, приняли неоднозначно. Спрашивали, зачем там столько писек, тем самым моментально ставя себя на место главного героя. Другие показательно одобряли, тем самым моментально ставя себя на место главного героя. Как ни крути, а реакция эстетской части населения была настолько показательной, что если бы “Нимфоманки” не было, её стоило бы выдумать. Если вы хотите насладиться фильмом в полной мере и при этом не ранить никакие свои чувства, перед просмотром заранее решите для себя, что делать с тем, что вы какой-то озабоченный.