Интроверту тяжело ужиться с людьми. Ещё тяжелее ему ужиться со славой, ведь она приводит сразу много людей к его двору.
В фильме «Последние дни» Гаса Ван Сента, главный герой Блэйк (Майкл Питт) – известный музыкант. Он убивает время бесцельными прогулками по лесам и своему немалому дому. По крайней мере бесцельными они кажутся на первый взгляд. Потом становится ясно, что цель есть: убивая время, главный герой не убивает себя.
- Страна: США
- Год выхода: 2005
- Жанр: драма, музыка
- Рейтинг на «Кинопоиске»: 6.6
- Режиссер: Гас Ван Сент
- Кто снимается: Майкл Питт, Лукас Хаас, Азия Ардженто
The man who sold the world
Повествование картины спутано, как и сознание Блэйка. Понять, в каком порядке идут события, очень тяжело. Так же тяжело, как понять, что тяготит главного героя, который предстаёт перед зрителем бледной тенью человека. Он малоактивен, равнодушен к происходящему. Каждый новый гость у его порога не привносит ему ничего, кроме скуки, уныния и физического опустошения. Кажется, что музыкант просто умственно отсталый, но на самом деле он просто уставший от жизни рок-звезды человек, который хочет побыть один.
Точнее… Не совсем один. Наедине с собой, своими тараканами в голове и собственной гитарой – так правильнее.
Фильм “Последние дни” вошёл в нашу подборку “4 мощных фильма про культовых рок-музыкантов (но, увы, мертвых)“
Smells like teen spirit
Надеть платье, взять ружьё в руки и с охотничьей шапкой набекрень разгуливать по дому – самое то, что нужно звезде рок-сцены. Искупаться в холодном ручье, нашептать себе под нос что-то, а потом исполнить это, профессионально перебирая струны – для Блэйка нет ничего лучше. Судя по тому, что только в такие моменты он хоть немного оживает – так оно и есть.
Через нарочитую, на грани шизофрении, незаурядность он ищет себя. Себя привычного, обыкновенного. Того, за которого борются его знакомые, живущие с ним в одном доме.
То – молодые люди. Они тоже музыканты, из группы Блэйка. Они же разбавляют эпатаж фронтмена. Но делают это по-своему… Всё же они тоже рок-звёзды.
Вместо рационального они представляют свой образ – образ буйной молодости, что живёт около ментальной старости Блэйка. Блэйк устал, выдохся. Он ищет новые идеи, нового себя, тогда как молодые люди меняют своё внутреннее «Я» как перчатки. Блэйк так не может.
“Последние дни” – заключительная часть трилогии смерти Гаса Ван Сента. В трилогию также входят фильмы “Джерри” и “Слон“.
Люди веселятся, пытаются забыться в сексе и алкоголе, в беспробудном веселье, которое доступно им, но уже так далеко от Блэйка. Вместе с тем они не могу поверить, что их друг, такой талантливый, так сильно зачах. Они пытаются поговорить с ним, как с привычным им Блэйком. Но не выходит, и тогда они просто отступают.
Само, мол, пройдёт. Но не проходит.
Ничего не проходит. Финал картины предугадать несложно, особенно если вспомнить, что основана она на последних днях Курта Кобейна. Но оттого концовка не менее драматична и поэтична. Если вы смотрели «Тот самый Мюнхгаузен» Марка Захарова, можно догадаться, какие ассоциации вызовет у вас визуальный ряд в финале картины Гаса Ван Сента. Это не оммаж, вряд ли это отсылка. Это просто образ, через который показано, как уходят великие и непонятые.
И в завершение передадим слово самому Курту:
Я не хочу ни с кем слишком сближаться. Не хочу, чтобы кто-то знал, что я чувствую и что думаю. И если вы не в состоянии понять, что я из себя представляю, слушая мою музыку, что ж, увы…