Думаю, как это понять: рецензия на фильм «Думаю, как всё закончить»

4.9
(9)

«Думаю, как всё закончить» ‒ это произведение, которое начинает говорить загадками с самого названия. Что закончить? Что значит «всё»? Как понимать это в контексте истории и что хочет сказать автор через подобное начало своего творения?

Информация о фильме
  • Страна: США
  • Год выхода: 2020
  • Жанр: драма, триллер
  • Рейтинг на «Кинопоиске»: 6.8
  • Режиссер: Чарли Кауфман
  • Кто снимается: Джесси Племонс, Джесси Бакли, Тони Коллетт
[свернуть]

На английский манер название читается «I’m thinking of ending thing’s». Под определение «thing’s» подпадает буквально всё, поэтому фразу можно трактовать как завершение не только отношений, о которых может подумать зритель, но и вообще всего… Жизни? Тема смерти для Чарли Кауфмана, сценариста и режиссёра этой картины, зачастую является превалирующей. Поэтому неудивительно, что Кауфман выбрал адаптировать для своей новой картины именно роман Йена Рейда. Книжный первоисточник поднимает глубокие вопросы изменчивости и неукротимости времени – всё, как любит Кауфман.

Думаю, как все закончить книга

В основу «Думаю, как всё закончить» положены кафкианские мотивы – экзистенциализм, страх перед будущим и неосознанность прошлого, полное противоречие настоящего тому, что ожидалось ранее. Темы времени перекликаются с темами семьи, любви, отношений, карьерного роста, профессионального успеха – того, что является показателем цивилизованного человека. Но «дамокловым мечом» над этим всем висит одна, близкая как Кауфману, так и Рейду тема – тема того, как печально жить именно той жизнью, которой живёшь.

Я потерял её, и это ужасно: чем интересна книга-первоисточник

В книге великолепно изложены личные измышления главного женского персонажа. Автор выстраивает диалог не столько между своими героями, сколько с героем и читателем. Это подкупает. Особенно приятно, что язык автора плавный и ритмичный. Если «поймать волну», то легко «проплыть» всю книгу.

Йен Рейд фокусируется на внутреннем мире персонажа, подробно рассказывает о его отношении к себе и своим чувствам. Он будто изучает, способен ли человек любить себя через призму любви к другому человеку. В контексте основного сюжетного «твиста», к которому роман идёт постепенно и неторопливо, это кажется особенно интересной темой: как человеку полюбить себя, если первично, в основе своей личности, он себя ненавидит? Надо что-то делать – а если время упущено? Всё равно. Надо что-то делать. И главный герой делает – он поступает категорично, избавляясь от мучений и жутких воспоминаний о том, чего никогда и не было.

Иногда мысль ближе к истине, к действительности, чем поступок. Сказать можно все, что угодно, сделать можно все, что угодно, но подделать мысль нельзя.

Герой Кауфмана поступает иначе. Вообще весь сценарий Кауфмана – другой. Переживания об упущенных возможностях и прошлом как были, так и остаются. Они выходят на передний план, замещая детали личного характера – брата Джейка, его бывшую девушку и так далее. Зато ярко подсвечиваются детали, раскрывающие суть истории и формирующие авторский комментарий.

Мы стоим, и время идёт мимо нас: в чём смысл фильма

Присмотритесь к серёжкам главной героини. Особенно после сцены, в которой Кауфман делает реверанс в сторону творчества Роберта Земекиса. Присмотритесь к тапочкам Джейка и старика-уборщика. Прислушайтесь, как часто меняется имя главной героини – настолько, что как её зовут, зритель не узнает даже в финале. Да что там имя! Сама личность меняется, когда Джейку необходим кинокритик а-ля Полин Кейл или идеальная девушка из фильма с радостным финалом – привет всё тому же Земекису.

ДЖесси бакли

Кауфман настолько филигранно и умело водит зрителя за нос, что по сути и не создаёт какой-либо загадки. Первая сцена, сразу после обоев и голоса – девушка на улице под снегопадом. На неё из окна дома смотрит старик. Камера смотрит на девушку, а затем снова на старика… Который уже не старик, а Джейк. Вот и всё. Нет никаких двух, трёх, четырёх и более героев. Есть только одинокий старик и его жизнь, которая уже прошла.

Факт-объяснение

В комнате Джейка Люси находит:

  • Сборник Rotten Perfect Mouth – девушка читала стихотворение из этого сборника в машине;
  • Репродукции картин Ральфа Блейклока – их она показывала родителям на айфоне;
  • Книгу рецензий Полин Кейл – одну из рецензий (на фильм “Женщина под влиянием”) она прямо цитирует при обратной поездке.
  • DVD с фильмом “Игры Разума”.
[свернуть]

Медиа, по сути – эпидемия сегодняшнего дня: функциональность подхода Кауфмана

Чарли Кауфман – профессионал в мире кино. Он досконально знает киноязык и принципы работы с ним. В отличие от читателя, зрителю не объясняется убранство дома родителей Джейка. У Кауфмана всё гораздо тоньше: он формирует подтекст через отсылки и референсы – те самые «реверансы» Земекису или сборники рецензий в доме родителей.

Режиссёр создаёт изображение реального мира, насыщенного контекстом из медиа-пространства, а потом делает оммажи на это самое пространство, через него передавая идею лживости бытия. Тонкая грань между миром придуманным и реальным – на ней существует мир героев. Но Кауфман идёт дальше и связывает два мира, разрушая ту самую тонкую грань. Так он приходит к финалу. Финал, как надстройка у здания, созданного из сплетения двух архитектурных стилей, которые не везде гармонично, но дополняют друг друга, а эта надстройка – рококо в мире функционализма.

Талси Таун

Интересный факт

Tulsey Town – вымышленная сеть. Можете не гуглить.

[свернуть]

Зритель просто не сумеет поверить в неё – настолько она инородна. Но вот в чём заключается «архитектурный» гений Кауфмана. Он делает строения внешне скромными, а внутри – огромными. Настолько, что не каждый зритель сможет преодолеть такие площади, дабы добраться до надстройки. Чарли Кауфман – мастер, который явно серьёзно воспринимает фразу «дьявол кроется в деталях». Настолько серьёзно, что тот же Кристофер Нолан не сможет ему что-то противопоставить.

«Думаю, как всё закончить» похож на честный, но очень сложный лабиринт, из которого есть два выхода. Первый – прямо около входа, но в него никто не верит. А второй надо найти. И чтобы это сделать, пройти путь нужно несколько раз.

Почему картина – верх мастерства Чарли Кауфмана?

В картине нет ничего лишнего. Её фабула раскрыта полностью благодаря простоте: девушка едет со своим парнем к его родителям – всё. Путь туда-обратно, разбавленный разговорами о жизни и мыслями о вечном.

Сколько подобного уже есть… В своей пьесе «Вечерний экспресс «Сансет Лимитед» Кормак Маккарти даже не прибегал к поездке. Он ставил двух людей на кухне и запускал наполненный экзистенциализмом диалог между двумя героями, которые служили аллегориями на ангела и демона. Чарли Кауфман создаёт фильм, куда более приземлённый в своей манере общаться со зрителем. Такой, который за ширмой простого скрывает многогранность сложного.

Нимб

Чарли из одной истории делает две, а из двух сплетает одну. Фильм парит между героями и временами, показывая то прошлое, то настоящее, то будущее. Он похож на неровный, сегментальный поток мыслей в голове, и это завораживает. Иррациональные моменты соединены с рациональными словно во сне – ненавязчиво и неказисто, но так, что не отдаёшь себе в этом отчёта. Потому очень тяжело декодировать картину и понять, что в ней происходит. Но вместе с тем от неё тяжело отвлечься – даже зная, в чём секрет.

Разговоры перенасыщены извечными темами и актуальными вопросами. Существуй версия без видеоряда, эдакий подкаст по сценарию «Думаю, как всё закончить», он бы пользовался не меньшим успехом, чем сам фильм. Отсюда не грех почерпнуть идеи и принципы, которое заставляют подумать о том, что нас окружает. А ведь это самое страшное – встретиться лицом к лицу с невыносимой лёгкостью бытия, которую лично нам всё же необходимо вынести.

Похожа ли «Думаю, как всё закончить» на предыдущие работы Кауфмана?

Если с «Синекдоха, Нью-Йорк» главной темой у Кауфмана было время, его неуёмный поток, в «Аномализе» личная идентичность, самосознание в рамках кризиса среднего возраста, то можно было предположить, что Кауфман перейдёт к чему-то более нравоучительному. Но нет. Он поворачивается на 180 градусов. «Думаю, как всё закончить» затрагивает все ранее упомянутые темы и добавляет мотив одиночества.

Думаю как все закончить

«Вечное сияние чистого разума» ‒ фильм, где рассматривался вопрос жизни в мире несчастных и одиноких. С момента его выхода прошло 16 лет, и Кауфман нашёл, что добавить. Он созерцал и делал выводы, ждал момента, когда будет должный фундамент для зреющей идеи – и момент настал. Если в романе молодого писателя текст от лица старика не кажется чем-то отличным по тональности и смыслу от всей прочей книги, то в фильме всё совсем по-другому.

Кауфман берёт незначительные элементы, маленькие детали истории, присутствующие в оригинале, и адаптирует их под мировоззрение и образ неприметного пожилого мужчины, показывая его внутренний мир. Он передаёт сенильное мироощущение через визуальный конструкт, руководствуясь своим опытом: что есть чувство одиночества, когда ты уже в годах и больше нет ничего впереди, что может обещать изменения. Одиночество в молодые годы и на смертном одре – одно и то же?

«Вечное сияние чистого разума» рассказывало об одиночестве при неминуемом существовании «второй половинки». Если суждено, это произойдёт – так, если грубо аппроксимировать, говорила картина Мишеля Гондри по сценарию Кауфмана. «Думаю, как всё закончить» идёт от обратного. Быть одиноким не порок, этого не надо стыдиться. Однако быть одиноким – это больно, и с этим надо выживать. Мир несчастных и одиноких превратился в мир одиноких и непонимающих своего несчастья, в мир, где счастье есть ложь, а ложь уже становится правдой. Мир настолько запутался сам в себе, насколько путает эта картина зрителя, и, мне кажется, это всецело отражает её фатализм – почти такой же однозначный, как в «Туринской лошади» Бела Тарра.

Свинья и старик

Интересный факт

В последней сцене Джейк повторяет “нобелевскую речь” Рассела Кроу из фильма “Игры Разума”.

[свернуть]

«…всё это память, всё это пыль…»

«Думаю, как всё закончить» ‒ кино-фрактал. Оно множится на смыслы и темы с каждым новым просмотром. Его нужно глянуть не раз и даже не два. Даже если вы знаете все ответы – он визуально насыщен так, что раз за разом демонстрирует что-то новое. Такие сложные и качественные киноленты нельзя пропускать. Их ждёт судьба «Синекдоха, Нью-Йорк» того же Кауфмана – в прокате они провалятся, зритель пройдёт мимо. Поэтому хорошо, что её продвигает NETFLIX – дома такие ленты смотреть куда уместнее, чем в кинотеатрах.

Такое кино нужно посмотреть хотя бы раз, чтобы почувствовать. Это стопроцентное авторское детище. Оно пропитано присущими Кауфману мизантропией и фатализмом, но вместе с тем, как всегда, даёт лучик надежды. Где его искать? Это расскажет лишь сам фильм в самом-самом конце, докуда дойдёт не каждый зритель. В этом вся «соль»: не каждый способен дойти до точки, когда становится понятно, что заканчивать прямо-таки «всё» не стоит.

Стоит ли потратить более 2-х часов на "Думаю, как все закончить"?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 4.9 / 5. Количество оценок: 9

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Иван Косолапов