«Аномализа» наделена неким гипнотическим эффектом. Этот невзрачный на первый взгляд мультфильм, созданный в традиции кукольной анимации с применением компьютерной графики, настолько проникновенен с точки зрения героев, что уже к середине прекращаешь видеть в нём именно мультфильм. Потому, когда главный герой Майкл (Дэвид Тьюлис) с ужасом обнаруживает, что половина его лица – снимаемая деталь, ужасается и зритель.
- Страна: США, Великобритания
- Год выхода: 2015
- Жанр: мультфильм, мелодрама
- Рейтинг на «Кинопоиске»: 6.8
- Режиссер: Чарли Кауфман
- Кто снимается: Дэвид Тьюлис, Дженнифер Джейсон Ли
Трагедия героя пробирает до самой глубины из-за своей сути – поиска самоидентичности. Потому не удаётся воспринимать Майкла как куклу – он живой человек. Им просто кто-то управляет, меняя на его лице мимику, как заблагорассудится. И Майкл пытается понять, может ли он срезать эти путы. Но в его глазах они обвивают весь мир, который полон таких же кукол. Притом прочие ещё и похожи, как капли воды.
Чарли Кауфман не изменяет себе. Его конфликты просты, а решения для их визуализации фантастичны. «Аномализа», пожалуй, самая простая его работа в плане декодирования. Она общается на аудиовизуальном уровне, прекрасно передавая идёю самоидентификации и поиска своего «Я» в других людях. Я не знаю, как дела обстоят с дубляжом, но всё равно настаиваю на том, что фильм надо смотреть в оригинале – в озвучке и подборе голосов лежит добрая часть всей задумки. Переплетая проблематику фрактального мира с кризисом среднего возраста, Кауфман даёт на суд зрителю взрослую и меланхоличную историю, которую переживал, пожалуй, каждый, кто хоть немного притрагивался к темам экзистенциализма.
Деньги для съёмок “Аномализы” собирали через платформу Kickstarter. И в итоге собрали столько, что вместо планируемых 40 минут сняли все 90.
Жизнь похожа на несмешную шутку
Каждый сценарий Кауфмана, в принципе, об этом. Но «Аномализа» – это пример прямого «аудиовизуального текста» именно на эту тему. Зритель видит обеспеченного мужчину, написавшего бестселлер, но мужчина этот не может найти счастья ни в себе, ни в личной жизни. Он слишком много потерял и вместе с этим сделал слишком многим людям больно. Как простить себя, когда просыпается совесть? А ведь этот момент нет-нет да настанет… И как? А кто это вообще – я?
Майкл пытается понять, пытается найти ответ, что вечно ускользает. Ведь ему, ответу, не тяжело ускользнуть: для Майкла весь мир, что его окружает – одно неприметное лицо. Все люди вокруг, их голоса – всё. Всё одинаковое, и нет в этом ничего нового, ничего примечательного, интересного или стоящего внимания. Главный герой разочаровался в жизни, но ещё не успел её разлюбить настолько, чтобы покончить раз и навсегда. Он надеется понять, надеется найти нечто, что снова пробудит страсть.
Мне кажется, в этом Майкла сможет понять если не каждый, то очень многие.
К сожалению, в ином его поймёт куда меньше людей – чувство момента, когда ответ находится. Когда внезапно среди однообразной серой массы, которая сплелась в сгусток плоти и теперь тянет к тебе руки, желая поглотить в своё нутро, сделать частью себя, появляется некто, кто переворачивает всё с ног на голову.
В фильме этот момент обыгран необыкновенно красиво. Камера центрируется на Майкле, тот замечает, что с его лицом что-то не так, город за окном шумит, и внезапно среди кавалькады звуков слышится звонкий голос, не похожий на все остальные. Счастье, что поглощает героя после того, как он нашёл то, что так долго искал, не передать. Его можно только испытать лично и тем самым понять и принять персонажа или оттолкнуть его и его последующие поступки.
“Аномализе” присвоен “жёсткий” рейтинг R (Restricted) – то есть лица младше 17 лет могут смотреть только с родителями. С охотой верим, что куклы, занимающиеся сексом, могут нанести подросткам психологическую травму.
У мультфильма не грустная концовка – и это нехарактерно для работ Кауфмана. Концовка, скорее, мечтательная. Она предвещает нечто и далее. Но зрителю это знать не обязательно. Он остаётся думать, словно Майкл около японской куклы, но он же, зритель, преисполнен надеждой. Как Аномализа, уезжающая в закат.