Прочь из моей головы: рецензия на фильм “Вечное сияние чистого разума”

5
(1)

Название фильма пришло из поэмы Александра Поупа «Элоиза Абеляру». Главные герои поэмы – двое влюблённых, которых разъединила судьба. Дабы отказаться от мирской привязанности, героиня уходит в монастырь и, заперев свои чувства на замок, пытается ужиться с ними, занимая себя деятельностью во имя Бога. Смысл в том, что истинные чувства, её любовь – всё равно с ней. Любовь никуда не делась, и даже утаив её, Элоиза всё равно не уничтожит своих чувств.

Информация о фильме
  • Страна: США
  • Год выхода: 2004
  • Жанр: мелодрама, фантастика
  • Рейтинг на «Кинопоиске»: 8.0
  • Режиссер: Мишель Гондри
  • Кто снимается: Джим Керри, Кейт Уинслет, Кирстен Данст, Элайджа Вуд
[свернуть]

В картине Мишеля Гондри, произнося четверостишье из поэмы, в котором зритель и слышит название фильма, Мэри (Кирстен Данст) предполагает, что полностью очистив разум человек может узреть то, что важно на самом деле. Отречься от мирских забот и чувств – начать всё с самого начала и посмотреть на мир новым взглядом. На самом же деле всё совсем наоборот. От искренней любви не убежать. Даже если промыть мозги, сердце останется нетронутым.

Мишель Гондри особенно известен своими сентиментальными, довольно камерными произведениями. Его стиль можно назвать уютным и меланхоличным. Сериал «Шучу», фильмы «Наука сна», «Пена дней» и вот «Вечное сияние чистого разума». Это произведения, которые просто выделить из «толпы». Работа с камерой и светотенью, неуютные замкнутые пространства или комфортные просторы с мягким натуральным светом, чувственные герои и трогательные сюжеты – вот всё об этих фильмах.

Кровать на берегу

Интересный факт

Фильм “Вечное сияние чистого разума” мог и не появится. Пока Чарли Кауфман работал над сценарием, Кристофер Нолан выпустил фильм “Помни” со схожим сюжетом. Кауфман собирался бросить сценарий, но продюсер убедил его довести работу до конца.

[свернуть]

Но даже в данной анфиладе «Вечное сияние чистого разума» приковывает взгляд. Почему? Потому что оно более злободневно и основано именно на человеческой психологии, которая склонна к фатализму и подавленной экспрессии – чуме нашего времени, времени «бесчувственных и одиноких». Это отпечаток Чарли Кауфмана.

Похожи ли мы на те несчастные пары, которые всегда хочется пожалеть? Ужинающие мертвецы. Я не хочу, чтобы и про нас кто-нибудь так подумал.

Джоэл, персонаж Джима Керри

Знаменитый сценарист в своих работах зачастую рассматривает человека как предмет подспудной нелюбви окружающих и источника нелюбви к окружающему. Его тексты мизантропичны, а персонажи замкнуты. Он больше фокусируется на фатальности бытия и экзистенциальной подоплёке этого балагана, который мы называем «жизнь». Мишель Гондри сумел привнести в сценарий немного себя и получился необыкновенный симбиоз, в котором любовь и ненависть, радость и грусть переплетены в полярных героях, выливая на зрителя поток разномастных чувств и эмоций, с которыми сам зритель сталкивался не раз и не два. Вот почему всё кажется таким… Настоящим?

Уинслет и Керри

Именно «настоящим». Да. Думаю, так можно охарактеризовать эту картину. Несмотря на фантастическую подоплёку, которая свойственна сценариям Кауфмана, фильм не смотрится как нечто невозможное. Наоборот: небольшая нереальная деталь в искусно изображённом реальном мире лишь подчёркивает метафору. Даже будь у человечества такая технология – всё равно толку было бы мало. Об этом и говорит фильм, путешествуя по сознанию Джоэла (Джим Керри). В его сознании так много бытовых моментов радости и печали, так много родных, общечеловеческих эмоций, что сложно не проникнуться не только персонажем, но и его трагедией. Она ведь вот, перед зрителем, такая реальная – кто из нас не терял любовь, мучительно и долго? Если есть такие люди, то, пожалуй, им можно только позавидовать.

И как же тогда быть? Сам Джоэл рекомендует, отвечая на вопрос Клементины (Кейт Уинслет) «Что мы будем делать?» – «Радоваться этому» («Enjoy it»).

Керри и Уинслет

Радоваться моменту. Моменту собственной жизни. Радоваться тому, что она дарит в этот момент. Ведь единственное место, в котором сохраняется момент – наше сознание. А оно настолько податливо внешнему воздействию, что способно сиять чистотой, являя свою пустоту. Благо, в человеке есть что-то ещё, что может восполнить эту пустоту… Сердце? Любовь? Кто знает. Ни Кауфман, ни Гондри не дают чёткого ответа – ответ остаётся за зрителем.

А что вы почувствовали, смотря фильм "Вечное сияние чистого разума"?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Иван Косолапов