Когда смотришь одну из первых работ Гаса Ван Сента, будучи знакомым с режиссёром по его фильмам нулевых, первое, что бросается в глаза – как же много герои говорят! “Мой личный штат Айдахо” совсем не похож на немногословные, почти молчаливые фильмы “трилогии смерти”. Но от этого хуже не становится. В конце концов, ты ловишь странную волну фильма.
«Мой личный штат Айдахо» воспринимается как немного аляповатая история, затрагивающая серьёзные темы.
- Страна: США
- Год выхода: 1991
- Жанр: драма
- Рейтинг на «Кинопоиске»: 7.1
- Режиссер: Гас Ван Сент
- Кто снимается: Киану Ривз, Ривер Феникс
Eternal youth
Коротко по сюжету. Два молодых гея в исполнении Киану Ривза и Ривера Феникса подрабатывают проституцией. У них есть свои мечты и стремления, но подступиться к ним нелегко, когда по факту бродяжничаешь в компании таких же иждивенцев. В один день герои решают провернуть маленькую аферу с целью получить деньги, дабы исполнить мечту хотя бы одного из них – Майка (Феникс). Он хочет найти свою маму. А Скотт (Ривз) намерен ему помочь. Всё получается – и герои отправляются в путь, в котором желают найти родителей, а находят сами себя… Или теряются ещё больше.
Фильм “Мой личный штат Айдахо” вышел за 10 лет до знаменитой “трилогии смерти” Гаса Ван Сента: “Джерри“, “Слон” и “Последние дни“.
Несмотря на молодёжную атмосферу бунта и непринятия, несмотря на всю смелость того, как открыто показаны нетрадиционные отношения в этом кино, несмотря на его шум и цвет, живость и массовость диалогов и монологов, фильм Гаса Ван Сента очень грустный. Это чистая драма о том, как в поиске пути можно уйти совсем в дебри.
«Мой личный штат Айдахо» ‒ панегирик молодецкому безрассудству. Он показывает дуальность того состояния, когда все дороги открыты и ты с головой уходишь по выбранному тобою пути. А также показывает, к каким итогам это может привести. Ван Сент не разменивается на полумеры – только крайности. Чётко и ясно. С одной стороны, это может показаться безвкусицей, а с другой, ничего удивительного – таков стиль режиссёра на начало 90-х.
Главных героев фильма назвали в честь реальных мальчиков по вызову, которых Гас Ван Сент встретил на съёмках фильма “Дурная ночь”
Общий штат Айдахо
Обилие диалогов и длина кадра – то, что выделяется в первую очередь. К двухтысячным Ван Сент будет более аскетичен. Он уйдёт от звукового нарратива к визуальному. Его кадр будет наполнен деталями, передающими мир героя так, чтобы и без разговоров стало ясно, о чём думает персонаж. 90-е для режиссёра – переломный момент. Он перемешивает себя из будущего и себя из 80-х. Много общения – это нормально для молодых людей. Но это перемежается с видами Айдахо или Италии, которые умело подчёркивают душевный настрой. Однако не создают подтекста, а лишь пересказывают то, что уже озвучили герои. В этом плане фильм, увы, довольно скучен.
Но дух фильма, его посыл «вечной молодости», его идеи, в которых постулируется, как человек выходит «из грязи в князи» и забывает своих близких, о том, как в жизненном лабиринте можно потеряться и не найтись – это такие близкие и важные моменты, на которые нельзя закрыть глаза. От них не убежишь в нарколептический сон, как персонаж Феникса. Потому что они рядом, они заполняют жизнь тех, кому немного за 20. А потому и от фильма оторвать очень тяжело.
Красивый, живой и такой печальный. Фильм как отражение своего главного актёра. Прекрасно.