Вы пробовали оглянуться вокруг? Присмотреться к своим родным и близким? Попытаться осознать, что они значат для вас и как по-настоящему ведут себя? То есть выкинуть их образ из головы и посмотреть правде в глаза – это пробовали? Что? Нет никакого «образа»? Нет, есть.
Образ. Он настолько сжился с вами, что вы его уже не замечаете. Правда, сжился он только с вами – к человеку, на которого вы примерили этот образ, он не имеет отношения. И так со всем: мы видим не то, чем что-либо является по-настоящему. И потому выходит, что как только мы соприкасаемся с объективной правдой, которая уже увешана нашими субъективными представлениями о ней, мир превращается в фантасмагорию, в которой границы понятия «реальность» сильно размыты. Фильм «Шизополис» красиво иллюстрирует те сентенции, которые вы могли прочесть выше. Смысл фильма – продемонстрировать, насколько идиотской может показаться объективная реальность.
- Страна: США
- Год выхода: 1996
- Жанр: фэнтези, комедия
- Рейтинг на «Кинопоиске»: 6.7
- Режиссер: Стивен Содерберг
- Кто снимается: Стивен Содерберг, Майлз Харди, Бетси Брэнтли
Где же границы?
«Шизополис» и фильмом-то в классическом смысле назвать нельзя, его границы размыты донельзя. Стивен Содерберг создал изыскательный эксперимент, который сам поставил и в котором сам поучаствовал. Эксперимент не имеет ни начала, ни конца. В эксперименте нет актёров, даже нет архетипов – всё одновременно слишком пространно и… так натуралистично, что не поверить в правдивость происходящего не получается. Мы врываемся в чужой быт и, словно через замочную скважину, наблюдаем 3 истории, связанные местом и тем, как мы их воспринимаем. Истории полны смысла, полны юмора, полны драмы. Истории полны жизни. Той самой, которая нас окружает, и которая, словно сама Вселенная, стремится к энтропии.
Содерберг сделал нечто смелое и потрясающее. Несмотря на архаизмы, мелькающие в кадре (например, смешные очки-иллюминаторы Содерберга), картина и сейчас смотрится как актуальное высказывание о социуме и том, как сам человек создаёт вокруг себя ареал, благоприятный для рождения безумства – «шизы».
Фильм собрал всего 10 тыс. долларов в США и 0 в мире. Несомненно, это самый провальный с точки зрения финансов фильм Содерберга.
Как зарождается шиза?
Шизофрения – это психологическое расстройство, свойственное только людям. Человек – кирпич в структуре под названием «общество». Общество – безумный, но на удивление работающий механизм, из которого если убрать чувства, то это поможет ему так же, как если с шестерён убрать ржавчину. То есть сам человек – есть источник своих бед. Но и своих успехов.
Мы можем бороться со своим естеством и окружающей нас природой, которую изобрели сами. А можем поддаться ей, но постараться более не поддаваться своим эмоциям и желаниям.
Останемся ли мы собой? Может быть, мы станем даже лучше… Хотя финал картины говорит об этом красноречиво.
К VHS-изданию фильма прилагался буклет, где было сказано, что пересказ содержания фильма обернётся неудачей и госпитализацией.
«Шизополис» без лишних диалогов и с какой-то детской наивностью демонстрирует то, о чём многие мечтают и молчат – поменяться жизнями с другим человеком, изменить своей жене, стать теле-/кинозвездой, наконец-то научиться быть честным перед самим собой. А в конце лично режиссёр выходит к публике и спрашивает, какие у той остались вопросы к фильму. Что занимательно, ни один из вопросов не озвучен, но по однообразности ответов можно понять, что они и близко не стоят к предметной области ленты. С одной стороны, это грустно, с другой – так и должно быть, потому как «Шизополис» говорит сам за себя. Говорит динамично, необычно, говорит интересно и честно.