Алкоголичности: рецензия на фильм “Ещё по одной”

5
(3)

Человеку от природы не хватает половины промилле.

Именно с такого утверждения начинает закручиваться сюжет картины «Ещё по одной» датского режиссёра Томаса Винтерберга. Герои, дабы найти себя и вернуть вкус жизни, начинают выпивать каждый день перед работой, а иногда и после – для взаимодействия с семьёй. Сперва эксперимент показывает только положительные результаты. Но чем дальше, тем больше становится понятно, что в этом “чане мёда” сладость только на поверхности.

Информация о фильме
  • Страна: Дания, Швеция, Нидерланды
  • Год выхода: 2020
  • Жанр: драма, комедия
  • Рейтинг на «Кинопоиске»: 7.8
  • Режиссер: Томас Винтерберг
  • Кто снимается: Мадс Миккельсен, Томас Бо Ларсен
[свернуть]
Описание сюжета в 100 слов

Николай, преподаватель одной из средних школ Копенгагена, приглашает трёх коллег и по совместительству ближайших друзей, на ужин в честь своего 40-летия. Мартин, Томми и Петер поднимают за именинника бокалы с шампанским. В ходе застольной беседы Николай рассказывает приятелям про необычную гипотезу норвежского психотерапевта Скэрдеруда. По мнению этого учёного, для повышения жизненной эффективности и уровня счастья людям необходим алкоголь.

Четверо коллег решаются на авантюрный эксперимент и оговаривают его условия. По правилам они будут употреблять немного спиртного не по вечерам или в выходные, а исключительно в рабочее время. Первоначальные результаты оказываются просто феноменальными, однако в дальнейшем авантюра ведёт к непредсказуемым результатам.

[свернуть]

Винтерберг прекрасно чувствует молодёжную атмосферу нынешней северной Европы. Оно и неудивительно: режиссёр родился и вырос в Дании. И именно своеобразный аскетизм, совмещённый с холодностью и душевностью датского общества, будет сопровождать зрителя на протяжении всего фильма. Такой однородный тон даёт возможность меньше обращать внимания на то, что позади героев, и больше смотреть именно на героев. А тут есть, на что посмотреть.

Или не хватает целой промилле…

Когда в кино каждый из центральных персонажей – самобытная личность, про которую можно снять отдельную историю, это успех.

  • Магнус Милланг и его раскрепощённый, не потерявший молодецкой удалости Николай, который ютится в границах молодой семьи, которую сам создал, и не понимает до конца, надо ли оно ему.
  • Тихий и галантный Петер в исполнении Ларса Ранте, который мечтает о семье, как у Николая, но ввиду своей застенчивости не может себе позволить даже познакомиться с женщиной.
  • Смелый и дерзкий Томми от Томаса Бо Ларсена, которого “хлебом не корми” дай впутаться в авантюру, из которой он и не планирует выбираться – всё потом, по наитию.
  • Мартин… Персонажу Мадса Миккельсена по понятным причинам уделено больше всего времени. Зритель наблюдает, насколько это многогранная личность со своими страхами и чувствами, которые сокрыты в пучине нереализованных мечт. Но если разгрести пучину и тронуть за “живое”, это самое «живое» очень легко разрушить.

Ещё по одной компания

Интересный факт

Теория нехватки алкоголя в крови не выдумана специально для фильма. Она высказана норвежским психиатром Финном Скэрдерудом. Скэрдеруд – не абы кто; он преподаватель университета Лиллехамера и автор книги о беспокойстве – переведённой, кстати, на русский язык.

[свернуть]

Все персонажи по-своему справляются с невзгодами и мешающими им жить качествами. Но каждому помогает одно и то же средство – алкоголь. Они будто бы ставят эксперимент. Прикрываются тем, что исследуют теорию Скэрдеруда – что-то записывают, делают вывод на бумаге и плотно следят за своим состоянием. Но то лишь ширма, скрывающая уставших людей, которые просто хотят найти верный путь в жизни, однажды потерянный. И вот они, вроде бы, сумели выйти на свет маяка. Начали следовать на него. Но, к сожалению, всё не так просто.

Полторы промилле?

Редкое кино способно заставить задуматься, рассмешить и поспособствовать прогрессированию депрессии у зрителя. Мне лично на ум приходят лишь ранние работы «Квартета И», наполненные лёгкой меланхолией и пониманием души человека из СНГ, а также редкие картины Вима Вендерса. Впредь буду вспомнить и «Ещё по одной».

В самом начале фильм красиво показывает – именно показывает – душевное состояние главных героев. Камера Стурла Грёвлена берёт Мартина в плен, не выпуская из прямоугольника его личных невзгод, в которые завела его дорога жизни. Извилистая, наполненная беспробудным весельем и танцами, она привела в тесный класс, в котором ученики плевать хотели на преподавателя, а сам учитель забыл, что это такое – получать удовольствие от своей работы и своей жизни. Он словно продукт антиутопии Олдоса Хаксли: всё есть, но ты ни в чём не нуждаешься, потому что ничто не приносит радость. Мир, разноцветный и полный контрастов, где-то позади.

Но вот находится средство радость вернуть. Всё закручивается в клубок из аляповатых ситуаций, неловких смешков, смелых поступков и вездесущих удач. Персонажи учатся принимать себя новыми, постаревшими, но не истратившими свой «порох». Они понимают, что поздно менять себя. Теперь они в силах менять окружающих – тем и занимаются.

Еще по одной постер

До тех пор, пока всё не приходит к ожидаемому финалу. Всё хорошо в меру, как говорит известная поговорка. И для героев картины итоги их эксперимента оказываются невосполнимыми. Где та тонкая грань, за которой человек теряет человечность? Как её выдержать, и какая могучая смелость для этого нужна? Как ответил Мартин: «для каждого человека доза индивидуальная» – это же является ответом на поставленные мною вопросы. Потому, наверное, в финальной сцене герои учатся отпускать боль и быть собою, но не “переходить Рубикон”.

Интересный факт

Актерам запретили пить во время съёмок. Поэтому очень много времени ушло на то, чтобы отрепетировать состояние опьянения и не переигрывать.

[свернуть]

Нет. Не полторы. Всё индивидуально

Главная песня всей картины – «What a life». Или «Что за жизнь», если по-русски. Так вот, она прекрасно выражает идею бесконтрольного кутежа, жизни “здесь и сейчас”, пока ты молодой, пока «живой». Особенно примечательны последние кадры картины, где далеко не самый молодой персонаж танцует под эту песню. Он жив, хоть уже не молод, он активен и счастлив, не без помощи алкоголя, но всё это – краткий миг, пока звучит песня. А песня не будет звучать всю жизнь – и это подтверждают титры, красиво, хоть и грубовато, врываясь на экран.

Фильм играет со зрителем. Он не переходит на личное декодирование и не толкает суть «в лоб». Он лишь показывает, а выводы, мол, делайте сами. Потому многим могут показаться странными поступки персонажей. Если так, я лично советую присмотреться к событиям и реакциям героев. Например: почему так резок Мартин со своей женой – а вы помните их поход, их первый удачный секс за долгое время, какие слова были при этом сказаны? А насчёт Томми – почему он зашёл так далеко? Вспомните, кто благосклонно относился к предложениям повышать дозу и продолжать эксперимент.

Еще по одной фото

Интересный факт

Пока Винтерберг снимал фильм, его дочь погибла в автокатастрофе. Вероятно, это предопределило превращение комедии в жизненную притчу.

[свернуть]

«Ещё по одной» – это «Тони Эрдманн» 2020 года. Более живой и понятный, но такой же тонкий и рассудительный. Фильм прямой, как стрела, но это не делает его глупым. Он простой и глубокий. Красивый и реалистичный. Умный и весёлый. Он такой, как его герои, и за ним хочется наблюдать, вновь и вновь переживая всё то, что он показывает. Такие натуралистичные притчи нужны. Без них забываешь кое-что о жизни. Кино заставляет вместо того, чтобы посыпать голову пеплом и думать “что за жизнь”, остановиться и призадуматься, а что же она действительно такое – эта жизнь.

Фильм "Ещё по одной" тронул вас за живое?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 3

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Иван Косолапов