Если вы читали рецензии на ” Кролика Джоджо” до просмотра фильма, они могли вызвать у вас недоумение. Но чего уж точно не стоит делать, так это читать отзывы после просмотра, поскольку это чистейшая боль от человеческой тупости. Вы наверняка сталкивались с выражением “испанский стыд”, но едва ли вы в своей жизни испытывали его так сильно. Иногда хочется извиниться перед Вайтити за каждого недоумка, который выясняет, как же нужно относиться к свастике, Адольфу Гитлеру и нацистской Германии.
- Страна: Новая Зеландия, Чехия, США
- Год выхода: 2019
- Жанр: драма, комедия
- Рейтинг на «Кинопоиске»: 7,9
- Режиссер: Тайка Вайтити
- Кто снимается: Роман Гриффин Дэвис, Скарлетт Йоханссон, Сэм Рокуэлл, Тайка Вайтити
Вторая мировая война подходит к завершению. 10-летний Йоханнес Бетслер, юный житель нацистской Германии, верит в победу своей страны, является членом Гитлерюгенда. Отец мальчика служит на фронте, старшая сестра Инга скончалась от гриппа, мама Рози почти всё время проводит на работе.
Из-за стеснительного характера Йоханнесу сложно общаться с ровесниками, а проваленное испытание в военно-патриотическом лагере превращает его в изгоя. Окружающие называют его унизительным прозвищем «Кролик Джоджо». Впрочем, он не отчаивается и скрашивает своё одиночество разговорами с воображаемым лучшим другом. Эту почётную миссию он доверил не кому-нибудь, а фюреру Адольфу Гитлеру. После неожиданной находки в комнате умершей сестры жизнь мальчика невероятно осложняется.
О чём фильм “Кролик Джоджо”?
Возможно, кому-то, глядя на кривляния Тайки Вайтити в каких-нибудь “Реальных упырях”, трудно заподозрить в нём интеллект. Лично я тоже не собираюсь ставить его на одну полку с каким-нибудь Умберто Эко. Но если вы внимательно присмотритесь к тому, что он делает, то обнаружите, что это самая что ни на есть деконструкция жанра. Причём не уровня Билли Айлиш, а куда более фундаментальная. Это не тупое отрицание формы, как у клауд-рэперов, оставивших от музыки один бит, это глубокая работа со структурой. Когда вышел “Тор: Рагнарёк”, только ленивый не сказал, что этот выпуск “Мстителей” отличается от всего, что было в киновселенной Марвел. Причём отличается от пафосного “Капитана Америка” так же, как от комедийных “Стражей Галактики”. Чем же?
При просмотре Вайтити – в особенности “Кролика Джоджо” – надо держать в голове установку следующего характера: “Вот золотой лев. Увидишь льва — не увидишь золота, увидишь золото — не увидишь льва”. Люди сильно отвыкли от по-настоящему символических историй. На предметы, явления, события налипло слишком много контекстов. Настолько, что люди, попытавшись с ними расстаться, чувствуют себя глупо – а ничто не раздражает глупого человека больше, чем это. Поэтому, отмахнувшись от сути происходящего, они нервно копаются в собственных психических осложнениях и исторической справедливости, постоянно путая одно с другим.
Тайке Вайтити пришлось самому играть роль Гитлера после того, как все актеры, которым он предложил роль, отказались от неё.
Описание смысла фильма
Символизм уровня “Кролика Джоджо” могут позволить себе лишь сказки да дзэнские коаны. Если долго смотреть на Гитлера, можно обнаружить, что это вовсе не Гитлер, а твой отец, твоя несамостоятельность, твои страхи, ты сам. Что история, рассказанная на примере последней войны, с которой привыкли носиться как с ребёнком-гидроцефалом, может быть историей инфантильности. Но нужна определённая смелость, смелость сугубо индивидуального свойства — смелость перед самим собой — чтобы из-под шелухи предписанных обращений с фактами (осуждаем, осуждаем, осуждаем!) извлечь обнажённый символ, а значит, обнажиться перед ним самому. Все лучшие песни — про тебя, поэтому они и лучшие. Все лучшие истории — про тебя. Поэтому иногда их трудно слушать. Не хочется быть кроликом. Лалала, не слушаю, не слушаю, не слушаю, осуждаю, осуждаю, осуждаю!
В теории у фильма “Кролик Джоджо” есть литературный первоисточник – книга Caging Skies писательницы Кристин Люнинс. Вот только Гитлера в книге не было, да и сама она куда мрачнее и прозаичнее.
Говорят, вершиной жизни буддийского монаха есть осознанное умирание, когда он мумифицирует себя заживо. Не отворачивается от того, что представляет собой главный ужас всей истории человечества — смерти. Смотрит ей прямо в глаза, тогда смерть становится просто словом в череде других слов. Для того, чтобы Гитлер стал просто способом рассказать историю, нужно тоже посмотреть чему-то в глаза. Чему-то в себе, чего мы так боимся.
