Есть много фильмов, вызывающих удивление сюжетом, визуальным рядом, музыкальным сопровождением, но далеко не про каждый хочется рассказать. Особняком среди кинолент начала века держится «Догвилль», которым Ларс фон Триер начал неоконченную пока трилогию «США – страна возможностей».Поделимся подробным описанием фильма “Догвилль” и рецензией на него.
- Страна: Дания, Нидерланды, Швеция, Германия, Великобритания
- Год выхода: 2003
- Жанр: триллер, драма
- Рейтинг на «Кинопоиске»: 7.9
- Режиссер: Ларс фон Триер
- Кто снимается: Николь Кидман, Харриет Андерсон, Пол Беттани
Девушка Грейс отчаянно пытается скрыться от преследований мафии. Поиски убежища приводят ее в уютный городок Догвилль, расположенный на горном склоне. В этих краях местный народ живет в мире, любви и гармонии. Приветливые и добродушные горожане готовы спрятать девушку от гангстеров в обмен на помощь в домашних делах. Грейс с удовольствием выполняет все поручения. Но вместо благодарности люди обходятся с ней жестоко и несправедливо. В одно мгновенье чудесный городок превращается в жуткое место и становится для героини опасной ловушкой. Девушка пытается выбраться из замкнутого пространства, которое так просто её не отпускает.
Режиссёр полностью отказался от спецэффектов. Декорации настолько минимальны, что картинка на экране кажется кадрами из старомодного телеспектакля или постановкой заштатного театра. Приём с монологами рассказчика за кадром усиливает впечатление от неторопливо развивающейся истории, которая не только погружает зрителя в сюжет, но и заставляет покопаться в собственной душе.
“Кошмар на улице Вязов”: о чём фильм Ларса фон Триера
По признанию датского режиссёра, идея у него появилась благодаря «Трёхгрошовой опере» Брехта. Хотя смысл фильма гораздо более глубокий, чем идея мести за унижения. «Догвилль» – многослойный, неоднозначный, шокирующий. Содержание фильма сложно поддаётся анализу.
Ларс фон Триер так измучал актёров, что Николь Кидман и Джеймс Каан зареклись сниматься у него, а Пол Беттани изначально не хотел и в итоге так и не посмотрел фильм. После “Танцующей в темноте” к такому же решению пришла Бьорк.
Триер умело манипулирует сознанием зрителя и делает множество отсылок к библейским образам:
- имя Грейс означает «благодать, милосердие»;
- собаку зовут именем пророка Моисея;
- огромное колесо, которое таскает девушка, символизирует крест при восхождении на Голгофу;
- предательство Тома – как отречение Иуды от Христа.
Слово Dog, прочитанное наоборот, означает Бог (God).
Легко заметить и реверансы в сторону массовой кинокультуры. Это и схематично-карикатурный облик гангстеров, и название главной улицы городка.
“Elm street” как бы намекает, что зрелище предстоит невесёлое. Несмотря на отсутствие рек крови на экране, последствия попытки миловидной Грейс (Николь Кидман) скрыться от гангстеров в провинциальном городке выглядят даже более пугающими, чем события в культовом фильме ужасов. Местные обыватели, чувствуя беззащитность девушки, постепенно превращают её жизнь в страшное испытание.
Фильм “Догвилль” попал в нашу подборку “Месть сладка: 7 отличных фильмов о справедливом возмездии”
С волками жить – по-волчьи выть!
Догвилль – это тупик. Из него невозможно выбраться другим путём, кроме как по единственной дороге в Джорджтаун. Городок окружён скалами и болотом, на котором строят тюрьму.
В рамках христианской долготерпения Грейс смиренно «подставляет другую щёку», и догвилльцы, словно получив от неё разрешение, пускаются во все тяжкие. Над её благодатью успевает надругаться каждый из местных. «Комплекс вахтёра», когда человек, наделённый даже малой властью, готов унижать, приобретает особенно уродливые выражения.
Мужчины используют Грейс как секс-игрушку. Дети и женщины издеваются не менее изощрённо. Апогеем наказания за покорность становится даже не череда изнасилований, а беспощадное уничтожение Верой статуэток, которые купила Грейс в местной лавочке. Эгоистичный предатель Том, прекрасно знающий об издевательствах, но даже не старающийся их пресечь, в итоге жаждет получить награду. Кстати, ему тоже «30 серебряников» совсем не приносят счастья.
«Догвилль» – это скорее не кинематограф, а оперативная хирургия. Датский режиссёр безжалостно вытягивает на волю самые низменные человеческие качества. В операционной – то есть в фильме – много сцен, раскрывающих характеры персонажей и нет ничего лишнего. Триер не поучает зрителей, но через почти 3 часа экранного времени приговор становится очевидным: «Резать к чёртовой матери, не дожидаясь перитонита»!
Грейс – не ангел, как и все мы. Этим она и хороша. В конце неидеальная героиня чётко осознаёт: с этой философией “подставления щёк” что-то явно нечисто. Стоит всего однажды дать слабину, пойти на компромисс, и окружающие начнут “проминать” тебя до тех пор, пока не нащупают предел терпения. Ощущение контроля (я знаю, когда всё это прекратить!) – не более чем иллюзия. Чем глубже погрязнешь в трясине общества, тем меньше контроля у тебя останется. В конце концов ты не сможешь контролировать даже себя.
«Догвилль» оставляет после просмотра стойкое и неприятное «послевкусие». Тем более что реальная жизнь почти ежедневно преподносит наглядные примеры людей, упивающихся властью над окружающими.