Когда начальные кадры фильма демонстрируют просьбу о помощи, написанную на мусоре, который плавает по волнам – кажется, что будет очередной клон «Изгоя» Земекиса. Однако в результате режиссёрской работы творческого тандема двух Дэниэлов – Квана и Шайнерта – снявших кино «Человек – швейцарский нож» по собственному сценарию, получилась не тривиальная история про очередного Робинзона, а нечто странное. Фильм вызывает шок и нервный смех, брезгливость и иррациональное желание пересматривать отдельные эпизоды повторно, разгадывая разбросанные авторами видеошарады и отыскивая объяснение происходящему.
- Страна: США, Швеция
- Год выхода: 2016
- Жанр: драма, черная комедия
- Рейтинг на «Кинопоиске»: 6.7
- Режиссер: Дэн Кван, Дэниэл Шайнерт
- Кто снимается: Пол Дано, Дэниэл Рэдклифф, Мэри Элизабет Уинстед
Возрастной рейтинг фильма «Человек – швейцарский нож» 18+ полностью оправдан. Не каждый зритель найдёт в себе желание и силы искать смысл фильма, скрытый за метафорическими образами и фривольными шутками, порой за гранью фола. Для самых ленивых мы составили описание фильма и привели его краткое содержание.
Про что фильм “Человек – швейцарский нож”?
Кадры ошарашивают ещё до появления на экране названия. По сюжету незадачливый самоубийца в исполнении Пола Дано обнаруживает выброшенного на берег неизвестного мужчину. Неизвестный он лишь условно. Как же не узнать в нем Дэниэла Рэдклиффа, бывшего Гарри Поттера?
Радость героя сменяется отчаянием, когда он понимает: волна прибила к необитаемому острову труп. Позаимствовав у мертвеца ремень, несчастный пытается наконец уйти из жизни, но вдруг понимает, что газы из кишечника усопшего могут превратить тело в аквабайк.
Передвигаясь таким неожиданным способом, герой покидает необитаемый остров. Однако и на большой земле его ждёт опасное и странное путешествие.
А вы ноктюрн сыграть могли бы…?
Шикарный саундтрек к киноленте «Человек – швейцарский нож» заслуживает отдельного упоминания. Песни сопровождают весь путь героев, создают особую атмосферу.
За музыкальное оформление отвечали Энди Халл и Роберт Макдауэлл из инди-группы Manchester Orchestra. Вокальные партии режиссёры доверили непосредственно Дано и Рэдклиффу. Убойные композиции а капелла – как соло, так и в дуэте – верх изящной игры на зрительских нервах. По крайней мере, от сцены, где Хэнк укачивает мертвеца на руках, напевая ему колыбельную, когда-то услышанную от мамы, просто мурашки по коже.
У тебя не будет друзей, если ты будешь вести себя, как дебил
Наутро после такого до жути искреннего проявления неэгоистических эмоций труп волшебным образом открывает глаза, представляется Мэнни и начинает разговаривать с несостоявшимся самоубийцей. Темы самые разнообразные – от мастурбации до смысла жизни.
Кван и Штайнерт довольно прозрачно намекают, что Мэнни – это подсознание Хэнка. Ведь только наедине с собой, в собственных мыслях, человек может быть свободен от цензуры, навязанной социумом.
Библия для такой личности общества потребления морально устарела, а нательный крест успешно заменяет верёвка с подвешенным на неё пакетиком снэков.
Хэнк и Мэнни – один и тот же застенчивый юноша, который тайком наблюдает в автобусе за симпатичной девушкой. Он даже находит её профиль в социальной сети, но не решает познакомиться. Авторы очередной раз подчёркивают, что все достижения технического прогресса бессильны помочь, если человек не может преодолеть собственные комплексы и страхи.
Хэнк пытается с ними справиться. Он воссоздаёт сцены прошлого, собирая салон автобуса буквально «из дерьма и палок», и моделирует ситуацию, в которой общение с Сарой всё-таки происходит.
По фильму универсальный, как добротный швейцарский нож, труп способен стрелять, дрова рубить, даже является источником питьевой воды. Внутренние газы не только служат в качестве движущей силы, но и разжигают огонь. Эрегированный пенис Мэнни становится компасом, по которому Хэнк направляется к избавлению от одиночества. Тонкий стёб авторов над распространённой шуткой о том, что мужчины думают далеко не головой, а органом ниже пояса, понятен, когда в конце путешествия, победив медведя, друзья добираются до дома Сары.
Вот тут и случается главное откровение: помочь себе можешь только ты сам. Социуму не важно, что происходит у тебя в глубине души. Внешние ссадины достаточно заклеить лейкопластырем, а всё, что неудобно, стыдно или просто выходит за грань обыденности – спрятать в чёрный мешок, как полуразложившийся труп Мэнни.
Для окружающих внутренние переживания каждого человека, страдания от одиночества в толпе и неразделённости чувств – лишь ничего не значащие надписи на мусорных коробках.
Финальные кадры буквально кричат, что не стоит искать понимания у всех без исключения. Телевизионщики, разумеется, будут непрерывно снимать шок-контент, из которого можно впоследствии состряпать ток-шоу. Зеваки станут смотреть во все глаза. Совсем как Сара и её муж, которые, например, берут с собой посмотреть на развязку драматической истории даже маленькую дочь.
Благо, если найдётся кто-то из родных и кивнёт ободрительно, как Хэнку его отец. Остальные, глядя на «странного человека», лишь восклицают: «Ни хрена себе». Хотя сами ничуть не правильнее, разве что лишь более тщательно контролируют внешний образ, приводя его в соответствие требованиям ханжеских норм общества.
Смотреть фильм «Человек – швейцарский нож» советую в одиночестве, чтобы без смущения улыбаться шуткам, грустить и не прятать ни от кого свои мысли.