Один из самых скандальных и обсуждаемых фильмов 1996 года – «Автокатастрофа» Дэвида Кроненберга. Образ мыслей Кроненберга в 90-е годы получил широкое распространение. Постмодернистский модный философ француз Ж. Делез, покончивший с собой еще до выхода фильма, разработал доктрину человека как машины желаний, способной только через опыт своей телесности, жаждущей внешней среды, коснуться истины бытия. В логическом смысле это учение, по-видимому, означает разрыв с эмоциональностью, с тем, что всегда считалось «душевной жизнью».
Но Кроненберг, похоже, не хочет заходить так далеко. Он постоянно обращает внимание на то, что герои его «Автокатастрофы» говорят еле слышным шепотом. И он объясняет это так: ему хотелось бы, чтобы зритель внимательно прислушивался к голосу замешательства, который им овладевает.
- Страна: Канада, Великобритания
- Год выхода: 1996
- Жанр: драма, триллер
- Рейтинг на «Кинопоиске»: 6.5
- Режиссер: Дэвид Кроненберг
- Кто снимается: Джеймс Спэйдер, Холли Хантер, Элиас Котеас, Дебора Кара Ангер
Два инстинкта
Сюжет «Автокатастрофы», снятой по одноименному роману американского писателя Джеймса Балларда, рассказывает о людях, которые предпочитают заниматься любовью в машине и получать максимальную остроту сексуальных ощущений в дорожно-транспортных происшествиях. Зрелище катастроф волнует их больше всего на свете. Любовный инстинкт (Эрос) здесь сочетается браком с другим инстинктом – смерти (Танатос), как гениально выразился один журналист.
Персонажи исключительно одинокие и несчастные люди. Их играют прекрасные актеры – в частности, Холли Хантер и Джеймс Спейдер. На задних сиденьях изуродованных машин, вдыхая запах перегретых двигателей и раскаленного железа, они разбавляют свою тоску и одиночество серией половых актов, которые становятся все более изощренными.
Главный герой культового романа Паланика “Бойцовский клуб” тоже обретает новую жизнь через автокатастрофу. В фильме “Спящая красавица” с Эмили Браунинг старик пересказывает рассказ Ингеборг Бахман “30 лет”, герой которого обретает себя после попадания в ДТП.
О чем фильм “Автокатастрофа”?
«Автокатастрофа» – это некий дом будущего, эротическая футурология, если можно так сказать. Кроненберг решительно отказывается классифицировать свой фильм как порнографический. Он уверен, что в 21-м веке симбиоз тела и машины в той или иной форме неизбежен, и к этому нужно привыкать. Режиссер предлагает посмотреть на уличных мальчиков. У них в перфорированных носах кольца, татуирована вся грудь. Они неосознанно пытаются превратить свое тело в какой-то артефакт или произведение искусства.
На кинофестивалях “Автокатастрофа” произвела настоящий шок. Но один член жюри, соотечественник и единомышленник Кроненберга, Атом Эгоян, который впоследствии снимет лесбийскую драму «Хлоя» с Амандой Сейфрид, был настолько увлечен фильмом, что смог переломить неблагоприятную для Кроненберга ситуацию. Режиссёр был награжден специальным призом «За оригинальность».
Для съёмок понадобилось 5 “линкольнов”. “Выжили” только 3. Вероятно, на них ушла значимая часть бюджета в 10 млн долларов. Заработал же фильм всего 2 миллиона. С точки зрения кассы он стал настоящим провалом.
Ранее Дэвид Кроненберг снял «Голый завтрак», «Муху» и прочие фильмы, которые, можно сказать, являются кропотливым исследованием поведенческих реакций людей в изначально чуждых условиях постиндустриальной цивилизации. Однако они, эти условия, становятся все более привычными средами обитания для нас. Кто знает – может быть, скоро моторное масло заменит нам воду.