В этой рецензии вы не найдёте ответов на вопросы, которыми задаётся зритель после просмотра фильма «Спящая красавица». Что за штуку «Доктор Франкенштейн» пихает в желудок Люси и зачем он это делает? Кем приходится Люси ипохондрик Бёрдман и от чего он страдает? Ответов на эти вопросы в принципе не существует, и это отнюдь не промашка сценаристов, а искусный художественный приём.
- Страна: Австралия
- Год выхода: 2011
- Жанр: эротика, драма, мелодрама
- Рейтинг на «Кинопоиске»: 4.6
- Режиссер: Джулия Ли
- Кто снимается: Эмили Браунинг, Рэйчел Блейк
Режиссёр фильма Джулия Ли отметила, что фильм «Спящая красавица» – это своего рода исследование психологии двадцатилетних и причин их равнодушия ко всему. Главная героиня Люси (Эмили Браунинг) – “фарфоровая кукла”, которая не отдаёт себе отчёта, что она делает и почему. У неё нет генерального плана, нет цели. Её слова ничего не значат – она обещает больному другу помочь деньгами, сама же «окунает» купюру в пламя зажигалки. Всё, что с ней происходит – случайность, ежеминутная игра в монетку, с помощью которой парни в клубе определяют, кто с ней переспит и когда. Ей всё равно – с кем заниматься сексом, где жить, что носить, уволят её или нет.
Фильм является отсылкой к известной библейской истории “Сусанна и старцы”.
Кости Люси переломаны – в переносном смысле, разумеется. Она лишена воли и стержня. Повесть писательницы Ингеборг Бахманн, которую блестяще пересказал старик, играет важный роль с точки зрения понимания смысла фильма. Люси только и занимается тем, что пытается менять внешнее – сексуальных партнёров, работу – стремясь сбросить с себя «сонный паралич», которым обернулась её жизнь.
Когда Люси попадает в странный бордель для стариков, все метафоры, которыми можно описать её жизнь, перестают быть метафорами и оборачиваются реальностью. Теперь она ДЕЙСТВИТЕЛЬНО постоянно спит; теперь она вправду безвольная тряпичная кукла, которая позволяет другим делать с ней всё, что те захотят. Однако происходящее с Люси в борделе по удивительному парадоксу можно назвать реабилитацией. Местная «домоправительница» Клара относится к Люси куда более бережно, чем Люси сама относится к себе.
– Твоя вагина – священный храм.
– Моя вагина – далеко не храм.
Диалог между Кларой и Люси
То, что с «тряпичной» Люси делают старики, может показаться странным, омерзительным и комичным одновременно, но они строго следуют условию Клары: никакого проникновения. Важно ли это для самой девушки? Так не кажется.
Из событий фильма сложно сказать, является ли для Люси что-то или кто-то по-настоящему важным. Она плачет в тех ситуациях, когда принято плакать, отдаётся незнакомцам в клубе, считая, что это естественно и так должно быть. И только в финале – надо отметить, блестящем – Люси наконец сталкивается с явлением, которое обладает безусловной важностью. Это явление – смерть.
С трудом выбравшись из комы, вызванной комбинацией двух наркотиков, Люси кричит навзрыд. Кричит, словно ребёнок, который впервые увидел белый свет. Теперь она жива.
Теперь её кости целы.