Дореволюционный БДСМ: рецензия на фильм «Про уродов и людей»

3.7
(35)

Творчество Алексея Балабанова – оно может быть мерзко-противно, как «Груз 200». Может быть сопливо-слюняво – как «Мне не больно». Но, как правило, это культовые фильмы – как «Брат» / «Брат 2». Все мы знаем дилогию про Данилу – но картина, которая в фильмографии Балабанова стеснительно затесалась между двумя «Братьями», не менее шедевральная. Это «Про уродов и людей», снятый в монохроме. “КиноХирург” спешит поделиться своим отзывом о фильме и рецензией на него.

Информация о фильме
  • Страна: Россия
  • Год выхода: 1998
  • Жанр: драма
  • Рейтинг на «Кинопоиске»: 7.1
  • Режиссер: Алексей Балабанов
  • Кто снимается: Сергей Маковецкий, Виктор Сухоруков, Анжелика Неволина
[свернуть]

Краткое содержание и сюжет фильма “Про уродов и людей”

Действие происходит в конце XIX века. Пасмурным днём в Петербург приезжает немец по имени Иоган (Сергей Маковецкий). Личность весьма загадочная, с манерами аристократа. В подвале одного из домов он создаёт студию эротической фотографии с элементами порно. Иоган убивает души, разрушает семьи, делает из простых людей «уродов». Немец быстро осознаёт свою безнаказанность. В тайной комнате снимает голых сельских девок, хлещет их розгами. Всё это выглядит, признаться, как иллюстрация к роману Маркиза де Сада “120 дней Содома”.

Розги

Народ в Петербурге хоть и строит из себя пуритан, но втайне любит пошлятину. Деньги за товар текут рекой. Открытками с «обнажёнкой» торгует бизнес-партнёр Иогана Виктор Иванович (Виктор Сухоруков), буквально одержимый наживой. Фотограф, видящий в ребёнке ангельскую внешность и милые кудряшки, подспудно взглядом, полным похоти, разлагает невинность этого тела.

В ловушку к Иогану и Виктору Ивановичу попало и семейство интеллигента Стасова. Незрячая жена интеллигента Екатерина Кирилловна страдает от отсутствия внимания мужа, истосковалась по мужским ласке. Стасов, отдавший всю жизнь науке, забыл про супружество. Его отрада – сросшиеся близнецы Коля / Толя и дочка Лиза.

Лиза про уродов и людей

Узнав, что Лиза втянута в порно-бизнес, Стасов умирает от сердечного приступа. А его семья рушится как карточный домик. Парадокс, но из всех героев кинофильма только сиамские близнецы, физические уроды, как оказалось, заслуживают называться людьми.

Интересный факт

Актёры, сыгравшие сиамских близнецов, на самом деле не близнецы и не родственники. Они даже разных национальностей – кореец и бурят. Во время съёмок их скрепляли автомобильной шпатлёвкой.

[свернуть]

Ненавижу этот город: смысл фильма Балабанова

Сначала кажется, что историй в фильме несколько, что это своего рода киноальманах. Но потом они сходятся в один сюжет с присутствием психоделики и безысходной депрессивности. Некоторые сцены очень неприятны, полны насилия, но оторваться от вдохновлённой игры Маковецкого и Сухорукова невозможно. Персонаж Сухорукова предельно отвратителен и являет собой что-то среднее между Фантомасом, Лексом Лутором и “лысым” из Brazzers.

Сухоруков про уродов и людей

Алексей Балабанов в фильме «Про уродов и людей» показал зрителям, насколько неустойчива и шатка грань между первыми и вторыми. Подобно Дэвиду Линчу Балабанов демонстрирует, что всё двойственно, и близнецы здесь – подсказка в лоб. Они срослись, но на самом деле совсем непохожи друг на друга по характеру.

Также и в головах персонажей происходит борьба, противоречие. В этом плане наиболее интересен Иоган, который мечется между благородными порывами (жениться на Лизе) и откровенно демоническими склонностями. Как это ни странно прозвучит, но к Иогану меньше всего подходит нелицеприятное звание «урод». Иоган ближе к булгаковскому Воланду, он провокатор и наблюдатель. Человек, который всего лишь зажигает спичку, а потому с сожалением наблюдает, как всё вокруг горит огнём. Он человек-лакмусовая бумажка, чьё призвание – обнажить истинную человеческую сущность, спрятанную под маской пуританства. Он бы так и отбыл со своим ящиком-фотоаппаратом домой, если бы, согласно эффекту синергии, его усилия не оказались приумножены охочими до лёгких денег и разврата жителями Петербурга.

Пустыня петербурга

Интересный факт

Вера Зелинская, художник-постановщик картины, рассказывала, что ее задачей было сделать «пространство вне времени».

[свернуть]

Сидишь, смотришь фильм, как с содранной кожей. Насилие на экране – это по нынешним временам «цветочки», как мультик про Спанч Боба, на PornHub найдётся много чего более извращённого. Да что там про PornHub говорить, если даже в знаменитой американской комедии про плюшевого медвежонка Марк Уолберг валяется в луже из спермы? Но с Уолбергом всё понятно давно, а вот «Уроды» Балабанова оставляют тяжёлый осадок. Дело вовсе не в физическом насилии и не в пошлости – к этому мы давно привыкли. Дело в том, что Балабанов заставляет нас смотреть в зеркало, которое мы давно накрыли чёрной марлей. И делает он это с абсолютным лоском, балансируя на краю бездну.

Как по-вашему, "Про уродов и людей" - лучший фильм Балабанова?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 3.7 / 5. Количество оценок: 35

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Сергей Ковалев