Фраза «белорусский кинематограф» давно стала равносильна строке некролога или же репрезентации выражения из знаменитого сериала: «то, что мертво, умереть не может». Но стоит к этим двум словам приставить ещё одно, и картина играет новыми красками. Независимый белорусский кинематограф как чёрт из табакерки выскочил на экраны кинотеатров. Раз в пару лет умудряется взбаламутить сознание граждан стран постсоветского пространства, на примере «Жыве Беларусь!» или «Хрусталь» заявляя, что кино в Беларуси, как и сама Беларусь, что называется, ЖЫВЕ.
- Страна: Беларусь
- Год выхода: 2020
- Жанр: триллер, драма
- Рейтинг на «Кинопоиске»: 6.3
- Режиссер: Владимир Зинкевич
- Кто снимается: Александр Головин, Маргарита Аброськина, Александр Тарасов
Парень по прозвищу Чистый вернулся из армии в родной городок и сделал предложение Инне, которая отлично прошла испытание разлукой. Справляться с предсвадебными хлопотами жениху помогают его закадычные «кореша» Ламбада и Колбаса. К невесте приезжает лучшая подруга Василиса.
Накануне свадьбы Чистый с приятелями отправляется в арендованный загородный дом, где будет проходить празднование свадьбы. После осмотра места у молодых людей спонтанно возникает идея устроить мальчишник. Парни приглашают проституток, но разудалую пьянку прерывает появление разгневанной Инны в сопровождении Василисы. Невеста закатывает жениху скандал. Лишь вмешательство мудрой подруги помогает прекратить ссору. Компания продолжает веселиться, и вслед за алкоголем в ход идёт «спайс».
«Спайс Бойз» не стал откровением, вроде картины Дарьи Жук. Он не стал новым словом или прорывом. Созрев из реального события 2014-о года, когда двое друзей под «спайсами» выкололи третьему глаза, он стал крепким, в меру задорным боевиком в «бутылке». Фильм, отринув драматичность исходного события, порционно даёт зрителю комедию и триллер. А в конце подводя к тривиальному выводу, без которого фильм всё равно бы не смог обойтись. Сентенциозные нравоучения, зачитанные бесстрастным голосом – это скучно. Когда что-то актуальное и животрепещущее подаётся через призму хамского пренебрежения и лёгкой иронии – это куда интересней.
«Спайс Бойз» именно что хамский и ироничный.
Владимир Зинкевич для меня неизвестная фигура в мире кино. До этого проекта он снимал только эпизоды сериала «Качели». Потому, мне кажется, он не решился идти на лавры Гаспара Ноэ и экспериментировать с изображением наркотического трипа. Малыми средствами, эффектом «боке» или линзированием удаётся достигнуть необходимого эффекта, показать разницу между взглядом трезвого человека и человека, у которого «приход». Просто и со вкусом – этим можно описать весь фильм.
Написанием музыки к фильму занимался Тима Белорусских.
О сюжете фильма “Спайс Бойз”
Трёхактная структура, заложенная в основу киноленты, проста и надежна как швейцарские часы. Сперва дают фабулу, потом показывают конфликт. На общем фоне виден главный вопрос, над которым должен мучиться зритель – пройдёт ли свадьба главного героя Саши (Александр Головин), как запланировано, или всё сорвётся из-за его вызывающего поведения и ревности его девушки Инны (Анна Андрусенко). Небольшой конфликт разрешается, и наступает время передышки. Потом на сцену выходит конфликт чуть больше. Он, кажется, ставит на кон всё, и вот-вот главный вопрос должен разрешиться.
Картина не предлагает ничего, кроме неплохого юмора и колоритных персонажей, всё идёт к концу – но не тут-то было. Конфликт разрешается, а действие продолжается. В момент передышки между первым и вторым актом дали затравку для начала финального, третьего акта. И вот он, как ружьё, выстреливает картечью по не ожидавшим такого зрителям. Разве что ружьё не чеховское, ибо указывает на него само название. Главный вопрос и идеологическая основа ленты крутятся вокруг наркотиков и их пагубного влияния. Кажется, заезжено – может быть. Но лично я не помню чего-то, что так деконструировало жанр поучительной трагедии.
Первый акт «Спайс Бойз» – это картина о мужской дружбе и парнях «с района». Второй – фильм об измене, расставании и прощении. В третьем лента Зинкевича – это слэшер лучшей школы: дёшево, сердито, натуралистично и без перегибов. В рецензии на фильм на сайте «TUT.by» Ульяна Будик так сказала:
«Это новое белорусское кино, своеобразное, вполне зрительное и, что неожиданно, страшно смешное (смешного больше, чем страшного)»
И вот последний тезис – прямо в цель. Хоть при просмотре фильма в голове может неустанно вертеться плашка «основано на реальных событиях», очень тяжело сдержать смех во многих моментах. Даже когда он кажется неуместным. Тут работает закон сопереживания персонажу. Знаете, в клишированных хоррорах В-класса зрителю специально показывают избалованную, плоскую молодёжь, умеющую только «кидать» понты и заниматься сексом. Для чего? Чтобы потом было веселее наблюдать, как немой маньяк в маске разрывает их на куски. Так вот – здесь похожая схема. Только перспектива другая: персонажи не плоские, а объёмные и настоящие, хоть и не все они вызывают симпатию. А маньяка и вовсе здесь нет – одни герои в какой-то момент становятся «за него», и начинается…
Впечатление от фильма? Жесть!
Фильм не без огрехов. Динамика сильно проседает в моментах, когда фильм перебирается от жанра к жанру. Плюс не совсем понятно, зачем сделали героя Александра Тарасова (Пашу) больным ДЦП. Александр отыгрывает отлично – тут без возражений. Но какова цель? Презентация должна быть оправдана, а здесь, кажется, герой только для подколов и одного отличного момента с иконой. Возможно, ради него и стоило Тарасову так стараться – сначала радует, что без избыточной фокусировки зрителю показывают персонажа с физическими отклонениями.
Было ли так по-настоящему? Не знаю. Фильм на то и фильм, что в нём многое – выдумка. И это хорошо, ведь реальность зачастую куда страшнее кино. История 2014 года и близко не имела такого количества жертв, однако сильно всколыхнула общественность. И не мудрено – почитайте об этом подробнее.
Фильма из неё бы не вышло, если бы не художественные дополнения: коттедж, разгульный образ жизни, атмосфера вседозволенности, дрянной характер и красивая внешность – как девушек, так и парней. Всё это – «молодёжная мечта» нынешнего дня. Как история политической жизни Беларуси – это история о том, что «белорусская мечта» о крепком государственнике тебя погубит, а страну не спасёт, так и «Спайс Бойз» – история о том, что «молодёжная мечта» тебя погубит, а дорогих тебе людей не спасёт. Всё хорошо в меру. Жаль, что персонажи фильма этого не знали, но хорошо, что это знает режиссёр. Только так получился толковый, ритмичный фильм, неплохо балансирующий на крошечном пяточке стыка жанров.