Давайте честно: все мы знаем, что этот фильм должен был быть другим. Просто представьте себе всё, что мы видим – гигантские небоскрёбы, тонущие в подсвеченном неоном смоге, поля гигантских скульптур, застывших в экстатическом параличе, бывшую штаб-квартиру корпорации “Тайрелл” — только в виде комикса.
Красивого, выполненного с безупречным вкусом и тяготением к композиции кадра в духе кубриковской “Космической одиссеи” — но комикса про андроидов и охотников на андроидов. Никто не ждал, что сейчас мы окажемся в кошмарном сне андроида, где нет уже даже электроовец. Есть только длинные кадры и стерильные коридоры.
- Страна: США, Великобритания, Канада
- Год выхода: 2017
- Жанр: фантастика, боевик, триллер
- Рейтинг на «Кинопоиске»: 7.7
- Режиссер: Дени Вильнёв
- Кто снимается: Райан Гослинг, Харрисон Форд, Ана де Армас
В мире будущего солнце не выглядывает из-за туч. Природа уничтожена. Люди питаются синтетической едой. Тяжёлую или опасную работу выполняют андроиды – репликанты. Могущественная корпорация создала инновационную модель, пригодную для работы в полиции.
Репликант Кей занимается розыском моделей первого поколения, которые взбунтовались, а затем затаились и искусно маскируются под людей. Однажды при выполнении служебного задания офицер обнаруживает на ферме странный ящик с останками. Если о секретном содержимом станет известно широким массам, последствия будут катастрофическими. Кей решает выяснить все подробности тайного захоронения. Для этого ему обязательно необходимо отыскать исчезнувшего много лет назад Рика Декарда, раньше служившего в специальном подразделении полиции Лос-Анджелеса.
Пластмассовый мир победил
Создаётся впечатление, что за “стилистическими решениями” в виде этих самых длинных кадров скрывается неспособность сделать живой мир. Вспомните первого “Бегущего”. При отсутствии компьютерных технологий и возможности показать необозримые дистопические просторы удалось создать окружение, которое ощущается живым. Там по улицам рыщут беглецы из колоний, чистые и нечистые на руку копы, шлюхи, барыги, джоннимнемоники, нейромансеры и вообще всё, что полагается классике киберпанка. Мир “Бегущего 2049” напоминает выставку современного искусства. Автор отрёкся от нарратива и просто демонстрирует образы, которые пришли ему в голову, когда его Тесла внезапно сказала ему человеческим голосом: “мы не рабы, рабы немы”. Так как фразу “отрёкся от нарратива” можно истолковывать по-разному, следует объяснить, что здесь имеется в виду “не сумел связно рассказать историю”.
Почему? На это есть несколько причин. Если задаться целью нарисовать интенсивность действия в первом “Бегущем” в виде, скажем, линии осциллографа, эта линия будет напоминать сердечный ритм. Пауза — удар — пауза — удар, с естественным нарастанием ближе к концу. Ридли Скотт, прежде чем увязнуть в библейских метафорах, умел снимать кино, которое при желании можно смотреть как арт-хаус, а можно — как качественный боевик. Эстетика комикса — а все эти странные персонажи именно оттуда, из Трансметрополитена, журнала “Heavy Metal”, “Танкистки” — в нём была передана с таким мастерством, что тут же стала культовой. Точно так же, как двумя годами ранее (да-да, вот с такой частотой дедушка Ридли раньше выпускал совершенно исполинского масштаба фильмы) это произошло с Чужим, когда картины Гигера, интересные достаточно узкому кругу эстетов-извращенцев, стали достоянием всемирной культуры.
Джаред Лето во время съёмок носил непрозрачные контактные линзы, чтобы не играть слепого, а реально быть им. Такой вот специфический способ вжиться в роль!
Композиция “Бегущего 2049” с сердечным ритмом не имеет ничего общего. Это кардиограмма трупа с редкими всплесками воспоминаний о том, каким когда-то было интересное кино. Вот такая символическая ирония, да. Возможно, кому-то стоило бы с ним сделать то же, что другой “народный умелец” сделал со “Звёздными Войнами”. А именно — повырезать все бесконечные блуждания коридорами, затяжные взгляды, пролёты камеры над просторами компьютерной графики и сделать фильм хоть немного более плотным с точки зрения истории. Подстроиться под ритм глаза, читающего комикс. Пауза — удар — пауза — удар. Сделать фильм человечным. Такая вот символическая ирония, да.