Скорее всего, вы не раз слышали выражение “постирония”, да и просто массу слов с приставкой “пост-“. Возможно, мы-таки движемся ко времени “пост-искусства”, когда даже цитирование ограничивается футболочкой со смешным текстом. Но давайте обо всём по порядку.
- Страна: США, Франция, Великобритания, Италия
- Год выхода: 2003
- Жанр: драма, мелодрама
- Рейтинг на «Кинопоиске»: 7.4
- Режиссер: Бернардо Бертолуччи
- Кто снимается: Майкл Питт, Ева Грин, Луи Гаррель
Весна 1968 года. В Париже, столице романтики, витают революционные настроения. Мэттью, прибывший по программе студенческого обмена из США, этого не замечает. Он учит французский язык, а свободное время посвящает просмотру старых фильмов из архива Синематеки. Именно там он встречает Тео и Изабель – брата и сестру, которые страстно обожают кинематограф.
Знакомство становится началом незабываемых приключений. Тео и Изабель потрясают Мэтью своей раскрепощённостью и талантливым воплощением некоторых сцен из фильмов в реальность. Общность интересов сближает молодых людей. Французы приглашают американского единомышленника переехать к ним. Американец, очарованный свободным поведением новых друзей, с радостью соглашается. Троицу захватывает водоворот страстей, о которых не снимают кино.
«Мечтатели» продолжают славную интеллигентскую традицию высмеивания искусством самого себя. В один момент фильма это даже говорится открытым текстом:
Если бы ты верил во всё это, ты бы сейчас был там, на улицах!
– говорит американец ярому эстету, синефилу и маоисту Тео
Кто же мог знать, что тот жар и та искренность, с которой это делали писатели, музыканты и режиссёры, будет воспринята как руководство к действию. А деятели искусства за свои убеждения не готовы будут даже записать видос, открыто декларирующий хоть что-нибудь?
О чём фильм “Мечтатели” 2003 года?
“Петиция – это поэма, а поэма — это петиция”, – говорит отец двух из трёх главных героев фильма. И удостаивается презрительного взгляда со стороны молодых и горячих марксистов, которые будут жить на его деньги и пить дорогое вино из его погребов. Намёк тут прозрачен, как платье Евы Грин. Но как-то получилось, что у мечтателей нового времени от мечтателей Бертолуччи остались только пьянки и разговоры о кино, а не способность-таки выбежать на горящие баррикады, пусть даже и спасаясь от необходимости объясняться перед родителями. Все поэмы и петиции сосредоточились как раз на моменте объяснений с предыдущим поколением, который в фильме был упущен в силу незначительности. «Я гей», «я трансгендер», «я полиамор» — сейчас фильм закончился бы такой петицией и был бы назван поэмой.
Роль в фильме Бернардо Бертолуччи оказалась дебютной для Евы Грин.
По пафосности сюжета фильм Бертолуччи очень напоминает “Экзамен” Кортасара. Похожие разговоры о Годаре и Трюффо, споры, кто лучше, Чаплин или Китон, Клэптон или Хендрикс, и всё это — на фоне народных волнений и полицейских дубинок. Улицы кортасаровского Буэнос-Айреса были символически затянуты удушливым туманом, в котором герои плутали, теряли направление и даже цель своих прогулок, но ни на минуту не переставали обсуждать поэзию.
Улицы Парижа Бертолуччи тем же образом заполнены выкриками речёвок, громом лозунгов. Бегущая толпа в конце концов увлекает героев, и в конце им нужно остаться самими собой или раствориться в интересах масс, в группе, в спектакле, где каждый персонаж — статист. Главные герои становятся статистами, искусство заканчивается. Буквально – идут титры. И можно много говорить о том, что главное внутри, или ругать интеллигенцию за изнеженность, но фильм Бертолуччи не оказался бы так хорош, если бы в этом последнем, решительном броске не было своего намёка на гибельное мужество.