В 2021 году кинематографисты достигла предела цинизма: они умудрились превратить COVID-19 в бренд, а тяжкое для психики любого человека заточение самоизоляции – в пространство для комедийных сценариев. Отсюда взялись и туповатые «Карантинные истории», и даже, прости Боже, «Нагиев на самоизоляции».
Всё это низко и подло по отношению к тем, кто эпидемию не пережил либо пережил – но такой ценой, что теперь жалеет об этом. Эпидемия – это не шутки. Фильмы про эпидемии из моей подборки напомнят о том, каким печальным мог быть итог.
«Последняя любовь на Земле» (2011)
- Страна: Великобритания, Швеция, Ирландия
- Жанр: фантастика, драма
- Рейтинг на «Кинопоиске»: 7,6
- Режиссер: Дэвид Маккензи
- Кто снимается: Ева Грин, Юэн Макгрегор, Юэн Бремнер
Призываю вас не обращать внимание на столь «ванильное» название, поскольку оно является не прямым переводом оригинального названия фильма, а изобретением не перестающих выставлять себя посмешищами российских прокатчиков. Оригинальное название картины – «Perfect Sense», то есть «Идеальное чувство», и это гораздо ближе к сути фильма. Нежные отношения героев Евы Грин и Юэна Макгрегора разворачиваются на фоне кошмарной эпидемии неназванного заболевания, которое лишает людей чувств одного за другим.
Я посмотрел эту атмосферную и изобретательную картину до переполоха с коронавирусом. Поэтому, когда наши здравоохранители объявили, что COVID лишает вкуса и запахов, я с ужасом подумал, что «Последняя любовь на Земле» – пророческое кино. К счастью, обошлось – хотя кто его знает, что дальше?
«Пульс» (2006)
- Страна: США, ЮАР, Румыния
- Жанр: фантастика, ужасы
- Рейтинг на «Кинопоиске»: 6,1
- Режиссер: Джим Сонзеро
- Кто снимается: Кристен Белл, Иэн Сомерхолдер
Критики настолько бескомпромиссно разгромили американский ремейк японского фильма «Импульс», что мне показалось, будто мы с ними смотрели разные фильмы. Картина погружает в мир недалекого макабрического будущего, главной характеристикой которого является отчуждённость. Это кино буквально пышет безысходностью и, на мой скромный взгляд, является эталоном того, как надо делать ремейки, чтобы потом не было мучительно больно.
Фильм обладает безусловной ценностью, как ужастик, но вместе с тем содержит и крепкий социальный подтекст, который становится заметен не с первого и не со второго просмотра. Абстрагируйтесь от «мишуры» с частотами и призраками, и вы увидите смысл «как он есть». Телефоны и компьютеры буквально высасывают из подростков жизнь, лишают их воли, подталкивая к суициду и распаду (метафорически – распаду личности). Кино наталкивает на мысль, что есть эпидемии и пострашнее COVID – только с ними никак не борются.
«Заражение» (2011)
- Страна: США, ОАЭ
- Жанр: триллер, драма
- Рейтинг на «Кинопоиске»: 6,5
- Режиссер: Стивен Содерберг
- Кто снимается: Марион Котийар, Джуд Лоу, Кейт Уинслет, Гвинет Пэлтроу, Мэтт Дэймон, Лоуренс Фишберн
Самый прозорливый дядька в Голливуде Стивен Содерберг умудрился создать фильм, который прокатился на волне успеха дважды: первый раз – после выхода в 2011 году, второй – на заре коронавирусной заварушки. Картина «Заражение» с такой невероятной достоверностью предсказывает нашествие вируса, что в 2019 году эпидемиологи обсуждали его совершенно серьёзно в качестве инструкции к действию.
Не можем умолчать: у нас на сайте есть подробная рецензия на фильм Стивена Содерберга “Заражение”.
Удивляться здесь нечему. Консультантом фильма выступил Иен Липкин, легендарный вирусолог, профессор эпидемиологии и неврологии. Кстати, намедни исполнитель роли противного журналиста-дезинформатора Джуд Лоу признался: во время съёмок в 2011 году Липкин сообщил ему, что нашествие аналогичного вируса в реальности – лишь дело времени. Может быть, мы всё-таки чего-то не знаем?
«Слепота» (2008)
- Страна: Бразилия, Канада, Великобритания, Япония, Италия
- Жанр: фантастика, триллер, драма
- Рейтинг на «Кинопоиске»: 6,6
- Режиссер: Фернандо Мейреллеш
- Кто снимается: Джулианна Мур, Марк Руффало, Гаэль Гарсия Берналь
Книга Жозе Сарамаго, послужившая первоисточником для этого фильма, валяется нечитанная где-то на моих полках. Я не горю желанием к ней обращаться. Треша из кинокартины мне хватило за глаза. Режиссер Фернандо Мейреллеш шедеврально изобразил падение нравов на фоне эпидемии слепоты. Даже мне, человеку, пересмотревшему «Сербский фильм» дважды, стало не по себе.
Сам Сарамаго отказывался отдать права на экранизацию, пока не убедился, что Мейреллеш бережно и заботливо отнесется к канве повествования и не превратит сюжет в очередной проходной голливудский блокбастер. Здесь Мейреллешу стоит отдать должное за скрупулёзность. Он готовился к съёмкам с нетрадиционной для режиссеров дотошностью и полным погружением. Даже пару недель ходил с завязанными глазами, дабы на своей шкуре понять, как чувствуют и ведут себя слепые.
Какие фильмы об эпидемии и вирусах ты считаешь наиболее правдоподобными? Поделись своим мнением в комментариях, и мы обязательно дополним наш список лучших!
Очень интересная статья. Спасибо.